Кнопка ChCLub  Установите кнопку ChClub

 В Google Chrome

 В Яндекс.Браузер

 В браузер Opera

 

 

Все о блокировке карт

Блокировка карты - это приостановление возможности совершения любых операций с картой.

Карта может быть заблокирована самим клиентом или банком с возможностью разблокировки (временная разблокировка), либо без нее (постоянная блокировка, либо постановка карты в стоп-лист). Ниже приведены основные причины блокировки карт для правильного использования этого инструмента борьбы с мошенничеством.

Блокировка по инициативе банка

При транспортировке карты

На время пересылки карты между подразделениями банка - от банка к клиенту, из банка в компанию-работодателя клиента, карту блокируют для предотвращения ее использования посторонними лицами в случае утраты (хищения), либо мошеннических действий участников пересылки.

Разблокировка осуществляется одним из следующих способов

  • Сотрудником банка после выдачи карты клиенту
  • Самим клиентом при первом использовании карты с вводом ПИН-кода (например, получение выписки по карте через банкомат)
  • Клиент может позвонить в банк по специальному номеру телефона, указанному в памятке, прилагаемой к карте

При подозрении в мошенничестве

В банках используются специальные системы мониторинга операций, совершаемых с картой, которые сравнивают совершаемые по карте операции с алгоритмами подозрительных операций и, в случае если характер операций совпадает с одним из алгоритмов, карта временно блокируется до выяснения обстоятельств. В разных банках алгоритмы могут отличаться и тонко настраиваться, исходя из последних сведений о схемах мошенничества.

Примеры признаков мошенничества

1. Трех-кратный ввод не правильного ПИН-кода

Для ввода правильного ПИН-кода клиенту дается три попытки (в день). В случае 3-х кратного ввода не правильного ПИН-кода, карта автоматически блокируется для предотвращения мошеннического использования, с возможностью разблокировки клиентом.

Для разблокировки карты клиенту необходимо совершить одно из следующих действий:

  • Написать заявление о разблокировке в одном из офисов банка, выдавшего карту
  • Позвонить в центр телефонной поддержки банка - сотрудник банка удостоверится в личности клиента и разблокирует карту

2. Многократное снятие наличных в банкоматах

Если с карты идет активное снятие наличных через банкоматы, особенно если снятие происходит в другой стране, либо в "чужих" банкоматах, банк может временно заблокировать карту и связаться с клиентом по телефонам, указанным в заявлении на выпуск карты, для уточнения обстоятельств списания средств. Многие мошеннические действия удается предотвратить именно таким способом. Если банк удостоверится, что снятие средств происводится самим клиентом, карта может быть разблокирована.

3. Многократные покупки в одном магазине

Мошенник, укравший карту, обычно не знает ПИН-кода и размера доступного остатка по карте. Для опустошения карты он может совершить серию из небольших покупок через малые промежутки времени. Банк воспринимает подобные действия как подозрительные и может заблокировать карту до выяснения обстоятельств. Как вариант, при подозрительных операциях банк может блокировать карту автоматически на короткий срок (5-30 мин.), чтобы у настоящего держателя карты было время получить SMS-оповещение о совершаемых покупках и связаться с банком для постоянной блокировки карты. Если банк удостоверится, что клиент сам совершал покупки, карта может быть разблокирована.

Компрометация карты, выявленная платежной системой или банком

Платежные системы также анализируют случаи мошенничества. Если жертвы мошенничества обслуживались в одном и том же банкомате, либо торговой точке, все карты, прошедшие через эти устройства (торговые точки, банкоматы), за определенный период, на всякий случай могут блокироваться по инициативе платежной системы. В таком случае банк, выпустивший карту, получает от платежной системы информацию о блокировке карт и связывается с клиентом. В результате разговора с клиентом, сотрудник банка сообщает о блокировке карты и выясняет не было ли по карте клиента подозрительных операций, после чего предлагает получить перевыпущенную за счет банка новую карту. Подобная практика встречает резкий негатив со стороны клиентов, но является одним из наиболее действенных способов предотвращения мошенничества.

Нарушение клиентом условий пользования картой

Если клиент использует карту не по назначению, а также для нарушения действующего законодательства, в т.ч. для легализации средств, полученных преступным путем, ухода от налогообложения, обналичивания крупных сумм и других подозрительных операций, запрещенных действующим законодательством (в т.ч.  ФЗ N 115-ФЗ от 7 августа 2001 г.  "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"), банк может заблокировать карту и предложить клиенту посетить офис банка для разговора. В ходе разговора с клиентом сотрудник банка либо убеждается в нарушениях, допущенных клиентом, либо получает от клиента документы, подтверждающие законность действий. В первом случае клиенту может быть предложено прекратить сотрудничество с банком, во втором карта будет разблокирована и клиент получит возможность продолжить ее использование.

Желание банка связаться с клиентом

Бывают случаи, когда банку необходимо связаться с клиентом, но клиент не доступен. Это может быть в случаях, когда у клиента имеются не погашенные обязательства по кредитным продуктам банка, подозрение в благонадежности клиента, другие причины на усмотрение банка. Карта блокируется с возможностью разблокировки после установления связи с клиентом.

Требование судебных органов

Карта, как и любой банковский счет, может быть также заблокирована в результате вступления в силу решений судебных органов. В этом случае разблокировать карту возможно только в случае отмены соответствующего судебного решения.

 

Блокировка по инициативе клиента

Со своей стороны клиенту также предоставляется возможность предотвратить использование карты посторонними лицами, для чего рекомендуется блокировать карту в случаях ее утраты.

Карта потеряна

Рекомендуется срочно связаться с банком по телефону, e-mail, SMS, либо с использованием интернет-банкинга и заблокировать карту по причине ее утраты. Если карта будет найдена, карту можно будет разблокировать, написав заявление в банк, выдавший карту. 

Карта украдена

В случае кражи карты первые мошеннические операции могут начаться уже спустя 5 минут. Рекомендуется срочно связаться с банком по телефону, e-mail, SMS, либо с использованием интернет-банкинга и заблокировать карту по причине ее кражи. Карту, заблокированную по причине кражи разблокировать невозможно. Даже в случае ее последующего нахождения, карту потребуется перевыпустить, получив новую. Обычно это производится за счет клиента.

Компрометация карты, выявленная клиентом

Карту можно считать скомпрметированной если:

  • Данные о карте могли стать известны мошенникам, либо посторонним лицам, в т.ч. при попытке совершения мошенничества "Письма счастья", "Фишинг", "Фишинг-сайты".
  • Карта использовалась в банкомате на котором предположительно было установлено скимминговое устройство
  • Карта побывала в чужих руках и могла быть сфотографирована
  • Магнитная полоса с карты могла быть считана скимминговым устройством. в т.ч. при скимминге в магазинах
  • Клиент получил хотя бы одно SMS-уведомление о попытке использования карты посторонним лицом, либо подозревает в мошенническом использовании карты по иным причинам.
  • Карта долгое время находилась в месте доступном для посторонних лиц и держатель карты не уверен, что ее никто не видел

Во всех указанных случаях, карту желательно срочно заблокировать по телефону, после чего подать заявление о перевыпуске карты.

Карта изъята банкоматом

В случае изъятия карты банкоматом, вне зависимости от причин, карту следует срочно заблокировать, позвонив в банк, выдавший карту. Это необходимо по следующим причинам:

  • Изъятая карта может быть вынута из банкомата злоумышленником в случае мошенничества "Ливанская петля"
  • Карта могла застрянуть в картоприемнике в результате технического сбоя и выдана уже после ухода клиента и попасть в честные руки
  • Данные с карты может использовать не чистый на руку технический специалист банка, обслуживающего банкомат
  • Банкомат, изъявший карту, может быть мошенническим и использоваться в схеме "Банкоматы-фантомы"
  • Вы не можете гарантировать, что за время отсутствия у вас карты, информацией о ней никто не воспользуется